Майкл Макфол Посол США в Российской Федерации

Michael McFaul

АМР США оставляет замечательное наследие

m_mcfaul

Сегодня, согласно решению правительства РФ, представительство Агентства международного развития (АМР) США прекращает свою деятельность в России. Мы сожалеем об этом решении. Последние двадцать лет представительство АМР работало с российскими властями и неправительственными организациями и достигло замечательных результатов. Программы АМР, которые всегда разрабатывались в сотрудничестве с российскими партнерами, внесли вклад в улучшение системы здравоохранения и борьбу с инфекционными заболеваниями, социальное обеспечение детей и защиту окружающей среды, развитие гражданского общества и модернизацию экономики. В последнее время АМР вносило вклад в установление контактов между представителями властей и гражданского общества РФ и США через рабочие группы Российско-Американской Двусторонней президентской комиссии.


The USAF C-130 aircraft parked at Moscow's Vnukovo airport. Preparations to offload the delivery are underway.

Во время августовских пожаров 2010 года, правительство США направило в Россию шесть самолетов с оборудованием для пожаротушения и защиты общей стоимостью 4,5 миллиона долларов. Снимок сделан 13 августа 2010 г. Фото: Госдепартамент США. Еще фото >>



Примеров сотрудничества множество. Вместе с властями Краснодара во время катастрофических пожаров лета 2010 года АМР наладило поставку 225 единиц аварийно-спасательного оборудования для российского МЧС, чтобы помочь погасить невиданные по размаху лесные пожары. АМР помогало неправительственным организациям в предоставлений помощи детям-инвалидам. В области здравоохранения агентство поддерживает широкий спектр направлений, приоритетных для правительства России, например - повышение эффективности лечения туберкулеза и доступ российских медработнков к лучшей международной практике. АМР оказало помощь в экологической очистке реки Амур сразу же после крупного разлива химических веществ. Агентство обеспечивало обмен передовым опытом в области тюремной реформы. АМР также сотрудничало с российскими НКО, в том числе - бизнес-ассоциациями по всей стране, цель которых - повышение прозрачности и выявление коррупции. Многие из этих российских партнеров АМР также работают с российскими властями в рамках их проекта «Открытое Правительство». АМР внесло вклад в борьбу российских партнеров с детской эксплуатацией и торговлей людьми.


Из-за химического разлива в 2005 году оказалась сильно загрязнена река Амур и пострадало более 5 миллионов россиян. Для обеспечения чистой питьевой воды десятков тысяч человек USAID вместе с администрацией Хабаровского края были установлены водные очистители и оборудование для мониторинга. Вверху: местный житель показывает бутылки с питьевой водой, собранной до и после установки очистителей. Фото: Фонд устойчивого развития



По своей сути, АМР в основном способствовало обмену информацией и идеями. Иными словами, агентство поддерживает образование и распространение знаний, будь то путем предоставления экспертов министерству финансов с начала 1990-х и до 2011 года, или, как в последнее время, помогая проводить семинары, образовательные обмены и организовывать публикации всем видам учебных заведений и организаций гражданского общества. Многие российские официальные лица, а также ведущие ученые, руководители бизнеса и лидеры гражданского общества участвовали в этом обмене знаниями.


АМР внимательно следило за тем, чтобы никогда не принимать чью-либо сторону во внутренних политических или экономических дебатах в России. Вместо этого, агентство предоставляло техническую помощь тем, кто помогает созданию более четких правил игры, способствующих политическому и экономическому развитию. АМР и его партнеры не предоставляли прямой финансовой поддержки российским политическим партиям, движениям или отдельным лицам. Агентство и его партнеры в равной степени приглашали все российские партии к участию в программах, через которые мы делились американским опытом развития политических партий.

В других странах АМР и правительство России объединили усилия для достижения конкретных результатов в различных областях, в том числе ликвидации полиомиелита в Центральной Азии и восстановлении юга Кыргызстана после ужасного насилия там в 2010 году. Все эти усилия были результатом взаимодействия между российскими и международными специалистами, которое финансоровалось через АМР, на благо всех россиян.

Многие люди спрашивают меня, означает ли закрытие российского представительства АМР конец нашей поддержки этих важных инициатив. Это не так. В наших отношениях с российскими партнерами, как в государственном, так и в частном секторах, остаются перспективные направления для решения совместных задач. Мы расчитываем, что российское правительство продолжит развитие сделанных нами инвестиций в охрану здоровья матерей, помощь инвалидам, борьбу с торговлей людьми, защиту окружающей среды, в том числе охрану дикой природы, и в других областях. Мы будем и впредь призывать частный сектор, как в России, так и в США, а также частные фонды, оказывать более активную поддержку этой деятельности. Наша приверженность поддержке демократии, прав человека и верховенства закона остается неизменной. Хотя АМР перестанет работать в России, администрация Обамы будет продолжать искать новые способы работы с нашими российскими партнерами и опираться на наследие представительства АМР в России.

Ведущие проекты АМР

АМР помогает обеспечению доступа к информации и защиту основных прав и свобод
Международный Мемориал является ведущей организацией в России, которая ведет работу по информированию широкой общественности и сохранению памяти о политических репрессиях в Советском Союзе, а также обеспечению защиты и поддержки жертв нарушений прав человека. При поддержке АМР в 2010 году Мемориал открыл современный музей, архивы и коллекции, которые обеспечивают свободный доступ к исторической информации в России, доступ к которой был запрещен в течение долгого времени. Этот объект стал площадкой для дискуссионных клубов, научных исследований, встреч активистов, московских и региональных организаций, занимающихся сохранением исторической памяти и правозащитной деятельностью. Кроме того, Мемориал хранит информацию о нарушениях прав человека на территориях бывшего Советского Союза и ведет кропотливую проверку и анализ собранного материала. Он публикует этот материал в регулярных отчетах, которые широко используются как международными правозащитными организациями, а так и крупными международными государственными структурами, такими как ООН, ОБСЕ и ПАСЕ. Помимо сбора информации, Мемориал и его сеть организаций проводят консультации по социальным и юридическим вопросам для жертв нарушений прав человека, особенно беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих во многих регионах России.


США и Россия заключают партнерство для борьбы с полиомиелитом по всему миру

27 января 2011 г. в Штаб-квартире Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Женеве США и Россия подписали Протокол о намерениях в области сотрудничества по глобальной ликвидации полиомиелита, основываясь на партнерстве и сотрудничестве, достигнутых в рамках концепции политики «перезагрузки» двусторонних отношений между нашими странами. Протокол включает ряд направлений российско-американского сотрудничества в области участия и проведения мониторинга вакцинации против полиомиелита в третьих странах. Мониторинговые визиты в рамках кампании по дополнительной иммунизации против полиомиелита Всемирной организации здравоохранения начались весной 2011 года. В результате работа была проведена в Таджикистане и Киргизстане. (АМР в России активно сотрудничало с Российским правительством в области борьбы с ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными заболеваниями)


Российские и американские медики объединяют усилия в борьбе с полиомиелитом в Центральной Азии


(23-27 мая 2011 г.) Эксперты из России и США провели неделю в Таджикистане и Киргизстане с целью мониторинга национальных программ вакцинации от полиомиелита. Визит стал первым в рамках подписанного Протокола о намерениях в области сотрудничества по глобальной ликвидации полиомиелита. Группа, выполнявшая мониторинг, включала представителей Агентства США по международному развитию, Центра США по контролю и профилактике заболеваний, Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Группа экспертов посетила ряд региональных медицинских учреждений. Эксперты также сопровождали местные выездные бригады по иммунизации для определения сильных и слабых сторон текущих кампаний по иммунизации, а также с целью выработки рекомендаций по совершенствованию мероприятий в рамках проводимых кампаний. Был отмечен высокий процент охвата населения и значительный уровень информированности населения о проводимых кампаниях по иммунизации. Российским экспертам было предложено провести обучающий курс для работников здравоохранения стран Центральной Азии. Логистическая поддержка при подготовке визитов оказывалась сотрудниками американских посольств в Таджикистане и Киргизстане. Общую координацию обеспечили сотрудники АМР США в России, Казахстане, Таджикистане и Киргизстане.


Роль АМР в российско-американском сотрудничестве в реагировании на чрезвычайные ситуации в мире

В составе совместной комиссии АМР сотрудничало с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) по обмену опытом в области реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) и поддерживало МЧС РФ в подготовке к получению сертификации ООН, которая поможет России быть лучше подготовленной для координации помощи в ликвидации последствий ЧС с другими странами и быть признанной страной с современными процедурами и практиками, включая большегрузные самолеты, мобильные госпиталя и способность проводить спасательные операции при низких температурах.


Проект, финансируемый АМР, помогает в очистке реки Амур

Амурская инициатива, финансируемая АМР, была запущена в 2007 году в ответ на аварию на химическом заводе в китайской провинции Цзилинь в ноябре 2005 года, в результате чего оказалась загрязненной река Амур, что повлияло на 5 миллионов россиян. «Амурская инициатива» была проектом по мониторингу качества воды в бассейне реки Амур и предоставила местным жителям доступ к чистой, фильтрованной питьевой воде с помощью бурения новых скважин и установки современного, очистного ультрафиолетового оборудования. В результате проекта более 50 тысяч сельских жителей в бассейне реки Амур получили доступ к чистой и безопасной питьевой воде. Уровень пищевых заболеваний во всех 12 поселениях, где проводился проект, снизился на 20%, а в 4 деревнях вода стала впервые соответствовать государственным санитарным стандартам.


Проект, финансируемый АМР, способствует внедрению лучших мировых практик для снижения уровня заболеваемости туберкулезом в России

Программы АМР явились катализатором основных изменений в контроле за заболеваемостью туберкулёзом в России и способствовали переходу от ранее распространенного, но неоптимального подхода в диагностике и лечении туберкулеза к международно-признанным лучшим практикам, основанных на лечении под прямым наблюдением медицинского персонала (DOTS). АМР в сотрудничестве со Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) способствовали внедрению в России международных стандартов для производства и применения противотуберкулезных лекарств и вакцин, как для частных производителей, так и для системы здравоохранения в целом.


В тех регионах России, где такие походы применялись, процент выздоровления от туберкулеза удалось повысить до 86%, что сопоставимо с лучшими мировыми показателями, в то время как в регионах с традиционным подходом к диагностике и лечению, процент выздоровления составлял в среднем 58%.


Также, в помощь российским специалистам по борьбе с туберкулезом, проект АМР/Россия выпускает специальные серии медицинской литературы на эту тему:


Поддержка АМР детей с ограниченными возможностями

Российская НКО «Перспектива» является лидером в области защиты прав детей с ограниченными возможностями, и ни одна другая организация не может сравниться с их достижениями в данной области. В тесном взаимодействии с 27 региональными партнерами эффект от работы «Перспективы» распространяется далеко за пределы больших городов. Этой организации удалось наладить конструктивный диалог с правительствами всех уровней, в то же время, сохраняя возможность независимого экспертного мнения по данной проблеме. Например, в результате продуктивного взаимодействия с Московским Департаментом Образования в 2010 году в Москве был принят Закон об инклюзивном образовании. В результате более 90 школ и 95 детских садов в Москве внедрили в свою практику систему инклюзивного образования. Также, в результате долгой кропотливой работы с экспертным сообществом и специалистами из правительства в 2012 году Президентом Д.А. Медведевым была подписана Конвенция ООН о правах инвалидов.


Работа НКО «Перспектива» также включает другой важный аспект этой области защиты прав, а именно трудоустройство людей с ограниченными возможностями. НКО «Перспектива» создала специальное агентство по трудоустройству и открыла общественную приемную в Москве, которые позволяют людям с ограниченными возможностями получить квалифицированную юридическую помощь и быть трудоустроенными в организациях и компаниях всех видов собственности. «Перспектива» создала и поддерживает базу данных потенциальных работников с ограниченными возможностями и работодателей, готовых принять их на работу. Такой подход позволяет трудоустраивать более 400 людей с ограниченными возможностями ежегодно.



USAID Leaves a Remarkable Legacy of Achievements

Today, as a result of a decision by the Government of Russia, the USAID Mission in Russia will discontinue its activities in Russia. We regret this decision. Over the last twenty years, the USAID Mission in Russia has worked with Russian government officials and Russian non-governmental organizations to achieve a remarkable record of success. USAID programs, always developed in cooperation with Russian partners, have contributed to improving public health and combating infectious diseases, addressing child welfare issues, protecting the environment, developing a stronger civil society, and modernizing the economy. Most recently, USAID has helped to facilitate contacts between our two governments and societies in many of the working groups of the Bilateral Presidential Commission.



The USAF C-130 aircraft parked at Moscow's Vnukovo airport. Preparations to offload the delivery are underway.

During the August 2010 wildfires, the U.S. Government sent six aircraft with firefighting and protective equipment to Russia, with a total value of $4.5 million. Photo taken August 13, 2010. Photo credit: State Dept. More photos >>



The examples are numerous. Working with Russian officials in Krasnodar during the disastrous summer 2010 fires, USAID arranged for the delivery of 225 pieces of emergency equipment to the Russian Ministry of Emergency Situations to help extinguish the massive forest fires that remain a recent memory. USAID helped non-governmental organizations dedicated to helping disabled children have a future. In the area of health, USAID’s work supported the broad spectrum of the Government of Russia’s own priorities, such as increasing treatment success rates for tuberculosis and ensuring that Russian health care providers adhered to international best practices. USAID was here helping with the environmental clean-up of the Amur River immediately after a major chemical spill. USAID facilitated mutual learning about best practices regarding prison reforms. USAID also collaborated with effective Russian non-governmental organizations including business associations from across the country that are dedicated to increasing transparency and exposing corruption. Many of these Russian partners also work with the Government of Russia’s own Open Government initiative. USAID also contributed to the efforts of these Russian partners in the struggle against child exploitation and trafficking in persons.



After a chemical spill severely polluted the Amur River in 2005, more than 5 million Russians were affected. A joint project with the Khabarovsk Kray administration installed water purification and monitoring equipment, ensuring clean and safe drinking water for tens of thousands of people.  Above, a local resident shows bottles of drinking water collected before and after the project.  Photo credit: Fund for Sustainable Development



In its essence, USAID mostly facilitated the exchange of information and ideas. In other words, USAID supported education and knowledge, be it by providing technical experts to the Ministry of Finance from the early 1990s through 2011, or more recently by providing support for seminars, exchanges, and publications from all kinds of learning institutions and civil society organizations. Many Russian government officials, as well as leading scholars, business executives and civil society leaders have been the beneficiaries of this knowledge exchange.

USAID has been careful never to take sides in Russia’s internal political or economic debates, but instead have provided technical assistance to those helping to strengthen the rules of the game for political and economic development. USAID and its partners have not provided direct financial support to political parties, movements, or individuals in Russia. In the programs in which we shared lessons from the experience of the U.S. in political party development, USAID’s partners have invited all Russian parties to participate, giving them all an equal opportunity to do so.


Abroad, USAID and the Government of Russia joined efforts to deliver concrete results in numerous areas, including eradication of polio in Central Asia and the rebuilding of southern Kyrgyzstan after the horrible violence there in 2010. All these efforts were the product of interaction between Russian and international specialists, funded through USAID, for the benefit of all Russians.


Many people have asked me whether USAID’s departure will mean an end to our support for these important initiatives. It will not. Our relationship with Russian partners – in both the government and private sector – continues to offer promising avenues to address our joint challenges. We will look to the Russian government to build on our investments in maternal health, disabilities, combating human trafficking, the environment, and wildlife protection, among other fields, and we will continue to encourage private sector actors – Russian and American – as well as private foundations to also provide more support for these activities. And our commitment to supporting democracy, human rights, and the rule of law remains steadfast. Although USAID will cease to function in Russia, the Obama administration will continue to look for new ways to work with our partners in Russia, and build on the legacy of the USAID mission in Russia.



Notable USAID Projects


USAID helps give access to information and protection of basic rights and freedoms


International Memorial is the leading organization in Russia working to broadly educate and preserve the memory of political repressions during the Soviet Union, as well as provide protection and support to human rights victims. With USAID’s support, in 2010 Memorial opened its state-of-the-art museum, archives and collection placement ensuring free access to historical information in Russia, which had been forbidden for so long. This facility became a platform for discussion clubs, research, meetings for activists, researches, Moscow based and regional organizations addressing historical memory and rights protection. In addition, Memorial maintains information on human rights violations within the territories of the former Soviet Union, undertaking painstaking verification and analysis of collected material. It publishes this material in regular reports, which are widely used by both international human rights organizations, as well as large international governing institutions, such as the UN, OSCE, and Parliamentary Assembly of the Council of Europe. In addition to just data collection, Memorial and its network of organizations provide social and legal counseling for victims of human rights abuses, particularly refugees and displaced people living in many regions throughout Russia.


Agreement (January 27, 2011, Geneva) At the World Health Organization (WHO) in Geneva, the U.S. and the Russian Federation signed a Protocol of Intent for the global eradication of polio, building on the foundation of partnership established with President Obama's reset in relations with Russia. The Protocol outlines several areas of joint U.S.-Russian activity, including participating in and monitoring of polio immunization campaigns in third countries. Monitoring visits under the auspices of WHO’s Supplemental Immunization Campaign could begin as early as spring 2011, with Tajikistan as the first target country. (USAID also cooperates closely with the Russian government on programs to combat HIV/AIDS, tuberculosis and other infectious diseases.)




U.S. and Russian Health Specialists Team Up Against Polio in Central Asia

(May 23-27, 2011) Experts from the U.S. and Russia recently spent a week in Tajikistan and Kyrgyzstan monitoring and observing national polio vaccination programs. This joint effort was the first activity under a recently signed U.S.-Russian agreement to eradicate polio, signed by Administrator Shah in January. Monitoring teams consisted of representatives of USAID, CDC, the World Health Organization, and the Russian Ministry of Health; they visited a number of regional health facilities and accompanied local mobile immunization teams door-to-door in order to identify strengths and gaps in current immunization campaigns and provide suggestions for improvement. Team leaders reported a high level of immunization coverage and excellent public awareness of campaigns. Participants discussed the possibility of Russian experts providing immunization training to Central Asian health workers. U.S. Embassies in both republics provided logistical support; overall coordination was provided by USAID offices in Russia, Kazakhstan, Tajikistan and Kyrgyzstan.



USAID’s role in US-Russia cooperation in international disaster response


As a member of the Joint Committee, USAID worked with Russian Ministry for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (Emercom) to exchange experience in the area of emergency response and supported Emercom in its preparation to the UN classification exercise that will help Russia to be better positioned to coordinate disaster assistance with other countries, and be recognized as having state-of-the-art procedures and practices, including heavy airlift capacity, mobile field hospitals, and extreme cold-weather rescue capabilities.


USAID-funded project helps Amur River clean up


USAID-funded the Amur Initiative was launched in 2007 in response to a November 2005 chemical spill in Jilin, China that polluted the Amur River, affecting over 5 million Russians. The “Amur Initiative” was a project to monitor water quality in the Amur River basin and offer local residents access to clean, filtered drinking water through the drilling of new wells and the installation of modern, ultra-violet purification equipment. As a result of this project, over 50,000 rural citizens in the Amur River basin got access to clean and safe drinking water. The rate of alimentary diseases in all twelve project sites was reduced by 20% and in four villages water quality became in compliance with State Sanitary Standards for the first time ever.


USAID-funded project helps to implement best practices to reduce TB rates


USAID programs catalyzed basic changes in TB control in Russia from the traditional sub-optimal approach to internationally-recognized approaches to TB diagnosis and treatment based on Directly Observed Therapy Strategy (DOTS). USAID, in cooperation with World Health Organization (WTO), helped to introduce international concepts of drug and vaccine production and management, both to industry and the public health sector.


This led to an increase of TB treatment success rates in the project’s target regions of up to 86% which is close to the international gold standard, as compared to the national average of 58% in other regions.


USAID-funded projects publish best practices materials for TB professionals:





USAID’s support for children with disabilities

Perspektiva is the leading champion of disability rights in the Russian Federation, with no other non-governmental organization coming close to matching its achievements in this sphere. With 27 regional partners, it has far-reaching impact. Unlike many NGOs, Perspektiva has been able to work effectively with the Government of Russia at the national, regional and local levels, while maintaining its independence as a rights advocate. For example, its collaboration with the Moscow Department of Education resulted in the Law on Inclusive Education being adopted in April 2010. As a result, over 90 schools and 95 kindergartens in Moscow adopted the inclusive system of education. Also in no small part due to Perspektiva’s long-term efforts, the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities was signed into law in May 2012 by President Medvedev.


Perspektiva activities also include another important area of work – employment of people with disabilities. Perspektiva has created an Employment Agency and public reception office in Moscow, which allows citizens with disabilities to receive qualified legal assistance and to be further employed by state owned enterprises as well as by private businesses. Perspektiva has a database of potential employees and disabled candidates, which helps employ 400 people annually.


Previous Entry Share Next Entry

You are viewing m_mcfaul